«Какой конвектор лучше?» - популярный запрос в поисковике. Но что значит лучше? Для строительной организации, которой «перепал» тендер на ремонт, лучше, это, когда после всех работ, останется не только собственная маржа, но и средства, чтобы отблагодарить руку дающего, а их может быть много (рук). В условиях ограниченности бюджета, это, как правило, значит одно – чем дешевле, тем лучше. Ведь строительная компания не отвечает за качество поставляемого оборудования. Точнее ответственность ограничивается предоставлением сертификата соответствия. В этом кейсе все просто, ведь критерий оптимизации задан явно и недвусмысленно. Поэтому и вопросы от данной группы покупателей поступают редко.
Что лучше, если вы приобретаете конвектор в городскую квартиру на короткий период межсезонья, когда отопление еще не включили, а на улице похолодало? Конвектор будет работать пару недель в год, но при этом являться частью интерьера. Ожидаемый срок службы при таком графике работы (несколько недель в год) – параметр не критичный. Крайние варианты по надежности мы не берем – в нашем магазине они не представлены. Очевидно в данном вопросе, важным критерием для «лучше» будет дизайн. Таким образом, оптимизация идет по критерию внешний вид/цена. Конечно, существуют и другие параметры, вроде эффективности (КПД), скорости нагрева, вида термостата и т.п., но в реальных условиях эксплуатации в режиме межсезонья разница едва ощутима. Потребительская ценность таких достоинств скорее существует в головах бренд-менеджеров этих производителей и служит целью хоть как-то выделиться на высоко-конкурентном рынке среднего ценового сегмента (он же масс-маркет).
Обратите внимание на гарантийный срок – период менее 36 месяцев – должен насторожить. При текущем уровне конкуренции в среднем сегменте срок менее 3 лет – вынужденный, когда производитель знает, что иначе, у компании могут быть серьезные расходы на гарантию.
Более половины рынка в этом сегменте занимает российский производитель, выпускающий конвекторы под торговой маркой Electrolux. Конечно, в Швеции и в целом в Европе, никогда не видели в продаже обогреватели, представленные у нас на полке под брендом Electrolux. Отечественная компания купила лицензию на выпуск под шведской маркой для стран СНГ. Но представляется, AB Electrolux перед продажей лицензии произвела технический аудит заводов в Китае и России, на которых размещаются заказы на производство, и протестировала сами продукты. Так или иначе, последние линейки производителя – Air Gate Transformer System и Rapid Transformer System – выделяются своим гарантийным периодом 60 месяцев, что для среднего сегмента редкость. Дизайн же всегда был сильным местом Electrolux в среднем ценовом сегменте.
Иными словами, свою долю российский «Electrolux» завоевал неслучайно.
Есть другая группа покупателей, у которых конвекторы будут работать почти круглосуточно. Типичный пример – обогрев загородного дома, отопление балконов городских квартир, отопление офисов. Здесь на первое место по важности выходит показатель надежности конвектора, ожидаемый срок службы, коэффициент отказов. В данной категории хозяйничают конвекторы, которые производятся специализированными (на климатической технике) компаниями из Европы на заводах, расположенных именно в Западной Европе. На российском рынке в данной категории представлены два игрока – Nobo (Норвегия) и Noirot (Франция). Естественно, конвектор, произведенный в Норвегии (средняя зарплата 4500€), не может стоить столько же, сколько и в Китае (750$, низкие нормы охраны природы и труда, отсутствие пенсий в частном секторе, бесплатной медицины и т.п.). Цены в этом сегменте в несколько раз выше масс-маркета. Однако конвектор прослужит долго. И вы не будете волноваться насчет безопасности вашей квартиры или дачи. Согласитесь, это стоит денег?
Можно ли в Китае производить качественные конвекторы? Можно, но это экономически не выгодно. Китай отвоевал свое место под солнцем мирового разделения «труда» в массовом, крупносерийном производстве. Качественные, недешевые товары, крупносерийно не производятся.
Nobo или Noirot - какой конвектор лучше ?
Обе компании позиционируют свои конвекторы в верхнем ценовом сегменте. Однако, их продукция стоит столько же, сколько и производимые в Китае Stiebel Eltron и AEG (и в разы дешевле, собираемых в Германии Stiebel Eltron). Норвежская компания дает десятилетнюю гарантию на свою продукцию, французская – пожизненную. Но учитывая, что в российском законодательстве максимальный гарантийный период ограничен 10 годами, по факту в России у Nobo и Noirot одинаковый гарантийный период 10 лет.
В нашей практике не было ни одной поломки у Noirot и был единственный эпизод с Nobo (самая дешевая линейка Nordic). Заявленный французами коэффициент отказов, равный 0,09%, статистически достоверно подтвердить сложно – слишком мала выборка. Однако же то, что у российского представительства Noirot в Москве нет как таковой службы по ремонту (они просто меняют сломанный конвектор на новый), косвенно подтверждает, что call rate если и занижен, то не сильно. Какие же есть аргументы в пользу той или иной компании?
На наш взгляд, в конвекторах Nobo используются более качественные материалы корпуса. Дизайн по-скандинавски минималистичен. Тактильное ощущения при регулировании термостата остаются как от более солидного устройства. Но есть и свои минусы: наиболее популярная линейка Nobo Viking заметно шире своего французского конкурента при сходной мощности, у термостата нет LED-индикации (как у линейки Noirot Spot E-5). Кроме того, Nobо незначительно дороже. По большому счету, сделать однозначный выбор между Nobo и Noirot довольно сложно – каждый раз необходимо учитывать конкретные условия и запросы. В том числе и субъективные.
Кроме того, на рынке представлены несколько производителей, однозначно определить позиционирование которых затруднительно – у них имеется формальные признаки сразу нескольких сегментов.
Французская компания Groupe Atlantic, владеющая торговой маркой Thermor, специализируется на выпуске тепловой техники и могла бы по праву претендовать на верхний ценовой сегмент. Однако, на рынок СНГ она решила вывести самую дешевую линейку конвекторов Evidence 3, построив завод полного цикла в Украине. Очевидно, французы нацелились на масс-маркет и скорее конкурируют с российским Electrolux. Если бы не «широта» ассортимента, то 5-летняя гарантия и продвинутые (для среднего сегмента) функции позволили бы потеснить Electrolux на российском рынке. Но пока Groupe Atlantic остается нишевым игроком с долей рынка менее 5%.
Еще более осторожного подхода к инвестициям в развитие российского рынка придерживается норвежский промышленный концерн Otterlei Group, владеющий торговыми марками Adax, Glamox и Norel. Компания, завоевавшая лидирующее положение в Норвегии во многом благодаря своим инновационным и дизайнерским системам отопления, поставляет на российский рынок самые простые и непритязательные линейки, собранные в Литве из норвежских комплектующих. Покупателю с более взыскательным вкусом предлагается сделать заказ и ждать поставки из Норвегии через российского дистрибьютера.